Образовательная программа дошкольного образования Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 23"
Описание образовательной программы
Аннотация к образовательной
программе дошкольного образования Муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения
«Детский сад № 23»
Муниципальное
автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 23» (далее
МАДОУ № 23) г. Североуральска реализует образовательную программу дошкольного
образования (далее ОП ДО/ Программа) в группах общеразвивающей и
комбинированной направленности с 1,5 лет до 7 (8) лет разработана
самостоятельно в соответствии:
- с Федеральным Государственным
образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.№ 1155);
-с Федеральной образовательной программой
дошкольного образования (Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации
от 25.11.2022 г. № 1028);
- Уставом МАДОУ № 23;
- и запросов родителей (законных
представителей).
Программа позволяет
реализовать основополагающие функции дошкольного образования:
- обучение и воспитание
ребёнка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование
основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту
содержании доступными
средствами;
- создание единого ядра содержания дошкольного
образования (далее - ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным
духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание
подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей
семьи, большой и малой Родины;
- создание единого образовательного
пространства воспитания и обучения детей от 1,5 лет до поступления в
общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребёнку и его родителям
(законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от
места проживания.
Образовательная
деятельность по программе осуществляется на государственном языке Российской
Федерации.
Программа включает в себя учебно-методическую
документацию, в состав которой входят рабочая Программа воспитания (далее -
Программа воспитания), примерный режим и распорядок дня дошкольных групп, календарный
План воспитательной работы (далее - План) и иные компоненты.
Программа содержит целевой, содержательный и организационный разделы.
Целью программы является разностороннее развитие
ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа,
исторических и национально-культурных традиций.
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде
всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие
нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь
и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов
России.
Задачи программы:
- обеспечение единых
для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной
программы ДО;
- приобщение детей (в
соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа
- жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность,
высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет
духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм,
взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений,
единство народов России;
- создание условий для
формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта
действий и поступков на основе осмысления ценностей;
-построение (структурирование)
содержания образовательной деятельности на основе учета возрастных и
индивидуальных особенностей развития;
создание условий для
равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия
образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
-охрана и укрепление
физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
-обеспечение развития
физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных
и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности
и ответственности;
- обеспечение
психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных
представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления
здоровья
детей, обеспечения их
безопасности;
- достижение детьми на
этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного
освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Принципы дошкольного
образования и подходы к реализации ОП ДО
1) полноценное проживание ребенком
всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возрастов),
обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной
деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором
сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится
субъектом образования;
3) содействие и сотрудничество
детей и родителей (законных представителей), совершенно летних членов семьи,
принимающих участие в воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного
возрастов,
а также педагогических работников
(далее вместе - взрослые);
4) признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений;
5) поддержка инициативы детей в
различных видах деятельности;
6) сотрудничество ДОО с семьей;
7) приобщение детей к
социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
8) формирование познавательных
интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
9) возрастная адекватность
дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и
особенностям развития);
10) учет этнокультурной ситуации
развития детей.
Планируемые результаты на этапе завершения освоения ОП ДО (к концу
дошкольного возраста)
- у ребенка
сформированы основные психофизические и нравственно-волевые качества;
- ребенок владеет
основными движениями и элементами спортивных игр, может контролировать свои движение
и управлять ими;
- ребенок соблюдает элементарные
правила здорового образа жизни и личной гигиены;
- ребенок
результативно выполняет физические упражнения (общеразвивающие, основные
движения, спортивные), участвует в туристских пеших прогулках, осваивает
простейшие туристские навыки, ориентируется на местности;
- ребенок проявляет
элементы творчества в двигательной деятельности;
- ребенок проявляет
нравственно-волевые качества, самоконтроль и может осуществлять анализ своей двигательной
деятельности;
- ребенок проявляет
духовно-нравственные качества и основы патриотизма в ходе занятий физической культурой
и ознакомлением с достижениями российского спорта;
- ребенок имеет
начальные представления о правилах безопасного поведения в двигательной деятельности;
о том, что такое здоровье, понимает, как поддержать, укрепить и сохранить его;
- ребенок владеет
навыками личной гигиены, может заботливо относиться к своему здоровью и здоровью
окружающих, стремится оказать помощь и поддержку другим людям;
- ребенок соблюдает
элементарные социальные нормы и правила поведения в различных видах деятельности,
взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
- ребенок владеет
средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способен
понимать и учитывать интересы и чувства других; договариваться и дружить со
сверстниками; старается разрешать возникающие конфликты конструктивными
способами;
- ребенок способен
понимать свои переживания и причины их возникновения, регулировать свое поведение
и осуществлять выбор социально одобряемых действий в конкретных ситуациях,
обосновывать свои ценностные ориентации;
- ребенок стремится
сохранять позитивную самооценку;
- ребенок проявляет
положительное отношение к миру, разным видам труда, другим людям и самому у
ребенка выражено стремление заниматься социально значимой деятельностью;
- ребенок способен
откликаться на эмоции близких людей, проявлять эмпатию (сочувствие, сопереживание,
содействие);
- ребенок способен к
осуществлению социальной навигации как ориентации в социуме и соблюдению правил
безопасности в реальном и цифровом взаимодействии;
- ребенок способен
решать адекватные возрасту интеллектуальные, творческие и личностные задачи; применять
накопленный опыт для осуществления различных видов детской деятельности,
принимать собственные решения и проявлять инициативу;
- ребенок владеет
речью как средством коммуникации, ведет диалог со взрослыми и сверстниками, использует
формулы речевого этикета в соответствии с ситуацией общения, владеет
коммуникативно-речевыми умениями;
- ребенок знает и
осмысленно воспринимает литературные произведения различных жанров, имеет предпочтения
в жанрах литературы, проявляет интерес к книгам познавательного характера,
определяет характеры персонажей, мотивы их поведения, оценивает поступки
литературных героев;
- ребенок обладает
начальными знаниями о природном и социальном мире, в котором он живет: элементарными
представлениями из области естествознания, математики, истории, искусства и
спорта, информатики и инженерии и тому подобное; о себе, собственной принадлежности
и принадлежности других людей к определенному полу; составе семьи, родственных
отношениях и взаимосвязях, семейных традициях; об обществе, его
национально-культурных ценностях; государстве и принадлежности к нему;
- ребенок проявляет
любознательность, активно задает вопросы взрослым и сверстникам; интересуется субъективно
новым и неизвестным в окружающем мире; способен самостоятельно придумывать объяснения
явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать;
строить смысловую картину окружающей реальности, использует основные культурные
способы деятельности;
- ребенок имеет
представление о жизни людей в России, имеет некоторые представления о важных исторических
событиях Отечества; имеет представление о многообразии стран и народов мира;
- ребенок способен применять в жизненных и
игровых ситуациях знания о количестве, форме, величине предметов, пространстве
и времени, умения считать, измерять, сравнивать, вычислять и тому подобное;
- ребенок имеет
разнообразные познавательные умения: определяет противоречия, формулирует задачу
исследования, использует разные способы и средства проверки предположений:
сравнение с эталонами, классификацию, систематизацию, некоторые цифровые
средства и другое;
- ребенок имеет
представление о некоторых наиболее ярких представителях живой природы России и планеты,
их отличительных признаках, среде обитания, потребностях живой природы, росте и
развитии живых существ; свойствах неживой природы, сезонных изменениях в
природе, наблюдает за погодой, живыми объектами, имеет сформированный
познавательный интерес к природе, осознанно соблюдает правила поведения в
природе, знает способы охраны природы, демонстрирует заботливое отношение к
ней;
ребенок способен
воспринимать и понимать произведения различных видов искусства, имеет предпочтения
в области музыкальной, изобразительной, театрализованной деятельности;
- ребенок выражает
интерес к культурным традициям народа в процессе знакомства с различными видами
и жанрами искусства; обладает начальными знаниями об искусстве;
- ребенок владеет
умениями, навыками и средствами художественной выразительности в различных видах
деятельности и искусства; использует различные технические приемы в свободной
художественной деятельности;
- ребенок участвует в
создании индивидуальных и коллективных творческих работ, тематических композиций
к праздничным утренникам и развлечениям, художественных проектах;
- ребенок
самостоятельно выбирает технику и выразительные средства для наиболее точной
передачи образа и своего замысла, способен создавать сложные объекты и
композиции, преобразовывать и использовать с учетом игровой ситуации;
- ребенок владеет
разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, предлагает
и объясняет замысел игры, комбинирует сюжеты на основе реальных, вымышленных
событий, выполняет несколько ролей в одной игре, подбирает разные средства для
создания игровых образов, согласовывает свои интересы с интересами партнеров по
игре, управляет персонажами в режиссерской игре;
- ребенок проявляет
интерес к игровому экспериментированию с предметами, к развивающим и познавательным
играм, в играх с готовым содержанием и правилами может объяснить содержание и правила
игры другим детям, в совместной игре следит за точным выполнением правил всеми
участниками;
- ребенок способен
планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; демонстрирует
сформированные предпосылки к учебной деятельности и элементы готовности к
школьному обучению.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений:
Программа «СамоЦвет»: младенческий, ранний
возраст / О. А. Трофимова, О.В.
Толстикова, Н.В. Дягилева, О. В. Закревская; Министерство образования и
молодежной политики Свердловской области, ГАОУ ДПО СО «ИРО», цели и задачи образовательной деятельности с детьми раннего возраста: 1. Обеспечить
педагогическую поддержку поисково-практической активности–готовности
исследовать предметы ближайшего окружения, действовать самостоятельно, в
сотрудничестве со взрослыми и сверстниками (вместе или рядом). 2. Воспитывать
интерес и доброжелательное отношение к окружающим (людям, объектам природы и
др.), способствуя формированию начал культурного поведения. 3. Обеспечить
стимулирование и поддержку развития пассивного и активного словаря, готовности
ребенка использовать речь для выражения своих чувств, состояний, желаний,
обозначения действий, предметов и др. 4. Воспитывать интерес к разным видам
двигательной активности, поддерживая позитивное эмоциональное состояние,
физическое благополучие. 5. Воспитывать культурно-гигиенические навыки и навыки
самообслуживания.
Программа «СамоЦвет»: дошкольный возраст / О. А. Трофимова, О.В. Толстикова, Н.В. Дягилева,
О. В. Закревская; Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области, ГАОУ ДПО СО «ИРО», цели
и задачи: 1. Содействовать дальнейшему развитию поисково-практических действий:
расширению арсенала исследовательских, трудовых, учебных действий, способов
получения информации; обучению доступным способам фиксирования информации –
свойств и признаков предметов, явлений, событий, процесса и результатов
действий с помощью рисунка, знака, слова, схемы, модели. 2. Обеспечить поддержку инициативы в познании
окружающего мира (целостного образа предметов, явлений, событий, отношений),
активности в речевом общении. 3.
Содействовать формированию опыта рефлексии (самопонимания,
самопрезентации). 4. Способствовать
развитию навыков самоорганизации, соорганизации, понимания других, презентации
совместных действий. 5. Способствовать
формированию навыка элементарного саморегулирования активности. 6. Стимулировать развитие различных форм
речевого творчества. 7. Обеспечить
развитие двигательных умений и навыков; стимулировать интерес к разным видам
двигательной активности; формировать опыт участия в спортивной жизни
(образовательной организации, города(села), страны). 8. Воспитывать привычки здорового образа
жизни. 9. Способствовать развитию двигательных
умений и навыков, физических качеств (силы, ловкости, выносливости, быстроты и
др.).
Программа физического развития
детей 3-7 лет Токаева Т.Э. «Будь здоров, дошкольник».
В Программе дается технология овладения ребенком представлений о себе, своем
здоровье, и физической культуре. Физическое развитие ребенка осуществляется посредством
физкультурно-оздоровительной деятельности и формирования системы отношений
ребенка к своему «физическому Я», здоровью и физической культуре как
общечеловеческим ценностям.
«Обучение грамоте детей дошкольного возраста».
Парциальная программа. (Н.В. Нищева)". Программа ориентирована на обучение
грамоте детей дошкольного возраста, профилактику нарушений письменной речи при
дальнейшем обучении в начальной школе, овладение детьми связной грамматически
правильной речью и коммуникативными навыками.
И. А. Лыкова «Цветные ладошки»
программа художественно – эстетического развития детей от 2 – 7 лет». Программа
ориентирована на формирование у детей раннего и дошкольного возраста
эстетического отношения и художественно-творческих способностей в
изобразительной деятельности.
И. Каплунова, И. Новосельцева «Ладушки»
программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста.
Основной задачей программы является введение ребенка в мир музыки с радостью и
улыбкой. Приоритетные задачи: обогащения детей музыкальными впечатлениями,
развития воображения и чувства ритма, раскрепощения в общении, развитие творческой
активности и желание музицировать. Занятия по этой программе координируются
событиями актуального, природного и историко-культурного календарей. Это
способствует органичному включению музыкальных занятий в духовно-практическую
жизнь детей в дошкольном учреждении.